Большинство автомобилей выпуска после 2000 г. оснащено системой ABS, позволяющей сохранить возможность маневрирования при торможении и сократить тормозной путь. В состав системы входит контрольная лампа, включающаяся при наличии ошибок по ABS. Постоянно горящая лампа указывает на проблемы с ABS и необходимость ремонта системы.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Укрупненно система ABS состоит из гидравлического блока с электронным управлением и датчиков вращения для каждого колеса. В случае приближения блокировки колеса система регулирует давление жидкости в контуре, восстанавливая вращение колеса. При работе ABS водитель чувствует на педали тормоза характерную вибрацию. На базе ABS созданы системы стабилизации и противодействия пробуксовке ведущих колес, повышающие безопасность эксплуатации автомобиля. Электронный контроллер ABS поддерживает диагностику, в случае ошибок в щитке приборов включается контрольная лампа оранжевого цвета, система может не работать.
Случайное срабатывание
Лампа может сработать после пуска двигателя и включения передачи на автомобиле со снятыми ведущими колесами. Процедура используется водителями для проточки тормозных дисков или барабанов на автомобиле. Причиной ошибки является разный сигнал от датчиков – одно колесо вращается, а остальные стоят на месте. После установки на место колес и пуска двигателя в щитке горит лампа ошибки, которая гаснет после короткой поездки или резкого нажатия на педаль тормоза до срабатывания ABS.
Неисправность датчика
Датчик вращения находится в колесной ступице и работает в достаточно жестких условиях. На автомобилях встречаются отдельные датчики, считывающие показания по вращающемуся стальному диску, и интегрированные в ступицу с магнитным кольцом. Второй тип датчиков надежнее и применяется на большинстве современных автомобилей. Интеграция датчика приводит к увеличению стоимости ступицы, которая зачастую делается неразборной.
Отдельно стоящий датчик может неправильно работать из-за поломки или загрязнения задающего диска, на котором оседает дорожная грязь и реагенты.
Оба типа датчиков подключены к блоку ABS жгутами проводки, которая может со временем переломиться из-за вибраций. Нередко контакт пропадает из-за грязи, попавшей в разъемы. В памяти блока записываются ошибки по датчикам, что позволяет легко определить неисправность.
На ряде
премиальных машин при записи ошибки и включении лампы ABS на экран бортового компьютера выводится надпись, разъясняющая причину отказа антиблокировочной системы. Отмечены случаи, когда лампа ABS включается из-за падения давления в одном из колес или установки шины с другой размерностью либо высоким рисунком протектора – причиной является слишком большая разница в числе оборотов, определяемая датчиками.
Поломка блока
Гидроблок ABS устанавливается под капотом автомобиля достаточно близко к главному тормозному цилиндру. Внутри гидроблока установлен электрический насос, обеспечивающий изменение давления в контурах при срабатывании системы. Блок объединен с контроллером, подключенным к бортовой сети жгутом проводки. Соответственно, включение лампы ABS может быть связанным с электрической неисправностью блока антиблокировочной системы. Ремонт модуля не практикуется, надежнее приобрести заведомо исправный блок на разборке. При поиске детали нужно учитывать ее каталожный номер. Использование блока с отличающейся версией программного обеспечения или «железа» практически всегда требует модернизации электроники автомобиля.
Помимо поломки блока нельзя исключать плохой контакт в проводах питания. После пуска двигателя лампа гаснет, а затем включается на ходу. Нужно внимательно проверить состояние проводки, ошибка может появляться и при коротком замыкании. Сразу снимать и приговаривать блок ABS не следует.
Диагностика
Простейший способ диагностики – подключение сканера и считывание ошибок. В кустарных условиях начальный этап тестирования заключается в выезде на пустой участок дороги с сухим покрытием и резком торможении со скорости 40-60 км/ч. При исправной ABS водитель почувствует вибрацию на педали тормоза, а колеса не будут блокироваться (на асфальте не должно остаться сплошного следа от скользящих шин). Иногда резкое торможение позволяет восстановить нормальную работу ABS – лампа гаснет.
Электроника и электрический привод насоса блока ABS подключены к бортовой сети через достаточно мощные предохранители. Количество, номинал и расположение вставок зависят от модели автомобиля, чаще всего предохранители расположены в подкапотном пространстве. Нужно найти плавкие вставки по маркировке на схемах и убедиться в их целостности, а также в отсутствии окислов на контактах.
Если есть сомнения в исправности разъема на блоке ABS, то нужно отключить аккумулятор от бортовой сети автомобиля, а затем аккуратно отстегать штекер от модуля ABS. На контактах не допускаются следы влаги или окисления. Если на металлических контактах есть следы коррозии, то их придется смывать. В ряде случаев контакты отгнивают, в такой ситуации их меняют (своими силами или в условиях сервиса).
Для проверки проводки датчиков придется поочередно снимать колеса и осматривать изоляцию проводов. Иногда найти место дефекта визуально невозможно – провод может переломиться внутри изоляции. По этой причине нужно искать неисправность компьютерной диагностикой, а не заниматься гаданием и перебирать все компоненты системы ABS. Отдельный датчик можно снять для чистки посадочного гнезда, интегрированный в ступицу датчик является необслуживаемым. С другой стороны, иногда при осмотре задающего диска обнаруживается причина сбоя – попавшая на диск стружка от тормозов способна создать помехи при работе датчика.
Если осмотр системы не позволил найти неисправные элементы, то можно попробовать отключить батарею на 30-40 минут. Иногда такой способ позволяет сбросить ошибки, носящие случайный характер. На большинстве машин используются блоки управления с энергонезависимой памятью, сведения об ошибках сохраняются вне зависимости от подачи внешнего питания.
Заключение
Кратковременное срабатывание лампы ABS при включении зажигания является нормой, блок управления опрашивает компоненты системы, а после пуска двигателя лампа гаснет. Если индикатор продолжает гореть, то необходимо провести компьютерную диагностику системы. При отсутствии сканера можно последовательно проверить все компоненты ABS, пытаясь найти неисправный элемент.