Охлаждающие жидкости. Краткий курс

Охлаждающие жидкости. Краткий курс

Подавляющее большинство автомобильных двигателей оснащено системой жидкостного охлаждения. Антифриз должен надежно отводить избыточное тепло, выдерживать морозы и не терять характеристики на протяжении всего срока службы. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Экскурс в историю

С 30-х гг. прошлого века в системах охлаждения вместо воды стал использоваться водный раствор этиленгликоля. В СССР с начала 70-х гг. получила распространение жидкость ТОСОЛ, которая остается востребованной на рынке и по нынешний день. Основной задачей антифриза является стабильный отвод тепла и стойкость к низким температурам. При сильном охлаждении жидкость не превращается целиком в лед, а представляет собой кристаллы замерзшей воды в этиленгликоле, что предотвращает разрыв рубашки, патрубков или радиатора.

Цвет

В продаже встречаются жидкости разного цвета, который никогда не является признаком принадлежности антифриза к какому-либо типу. Любая ОЖ состоит из прозрачных компонентов, краситель является одним из индикаторов износа и позволяет контролировать уровень антифриза в расширительном бачке.

Состав

Раствор этиленгликоля в воде обладает высокой химической активностью и вызывает коррозию металлических деталей. Снизить агрессивное воздействие позволяют присадки, которые также ограничивают возможность смешивания жидкостей разных типов – при соединении может формироваться осадок, ухудшающий отвод тепла от деталей двигателя.
Антифризы всегда имеют повышенную температуру кипения – от 105⁰С и выше. Дополнительное увеличение температуры закипания достигается повышенным давлением в системе охлаждения, которое в ряде случаев доходит до 3 бар. Любой антифриз имеет текучесть выше воды, поэтому проникает через мелкие трещины на шлангах или местах соединения патрубков. 
Основные типы присадок:
  1. Неорганические (солевые) на основе кремния, бора и ряда других веществ или соединений, оседающих на стенках системы охлаждения для защиты от воздействия этиленгликоля. Используются в составе традиционных жидкостей, отличаются невысоким сроком службы, в случае разрушения пленки из присадок из-за деградации начинается активная коррозия. Классический пример традиционной жидкости – советский, а затем российский ТОСОЛ. Рассчитаны на достаточно «холодные» двигатели, распад присадок ускоряется при нагреве до 105⁰С.
  2. Неорганические на основе силикатных присадок с минимальным содержанием солей. Состав пакета зависит от региона – в Северной Америке и Японии в состав жидкости вводят ингибиторы коррозии на основе фосфатов, а в странах ЕС такие компоненты не применяют. Не отличаются высокой стойкостью и не рассчитаны на двигатели с рабочей температурой свыше 105⁰С.
  3. Органические, содержащие ингибиторы коррозии карбоксилатного типа. Появились в связи с ужесточением экологических норм и увеличением рабочей температуры двигателей свыше 105⁰С. Присадки оседают на стенках системы охлаждения только в зонах появления очага коррозии, антифризы имеют увеличенный до 5 лет и выше срок службы. За счет повышенной текучести требовательны к качеству герметизации стыков системы охлаждения.
  4. Гибридные, содержащие органические и неорганические присадки. Отличаются меньшей себестоимостью производства по сравнению с чисто органическими ОЖ, при этом срок службы варьируется в пределах 3-5 лет.
  5. Лобридные, содержащие органические компоненты и вещества на основе кремния. Способны работать при температурах до 135⁰С без риска разложения присадок, имеют срок службы до 10 лет.
Ряд производителей использует вместо этиленгликоля менее токсичный пропиленгликоль. Также существуют антифризы с добавлением глицерина. Тип залитой на заводе жидкости и требования к антифризу при обслуживании системы охлаждения указываются производителем автомобиля в инструкции и сервисной книжке.

Возможность смешивания

При замене антифриза желательно промывать систему охлаждения, а работы проводить с использованием вакуумной станции. Некоторые производители машин допускают смешивание жидкостей разных стандартов, хотя и не рекомендуют злоупотреблять смесью антифризов из-за непредсказуемого изменения характеристик. Требования к составу раствора для промывки зависят от марки автомобиля – в большинстве случаев используется дистиллированная вода, хотя ряд изготовителей машин предписывает использование для промывки разбавленного водой антифриза.

Когда менять

Срок службы ОЖ зависит от типа и указывается в заводской документации. Для большинства машин иностранного производства замена требуется через 5 лет эксплуатации, российский ТОСОЛ служит всего 2 года. Внеплановая замена требуется при изменении цвета жидкости или появлении в ней следов масла. В последнем случае нужно устранить причину подмешивания моторного масла к антифризу, а затем промывать систему и заливать свежую жидкость.

Где покупать

Антифриз нужно покупать с запасом не менее 10% по объему в крупных торговых точках, которые специализируются на реализации технологических жидкостей либо являются официальными представителями производителей. По состоянию на 2024 г. поставки жидкостей от ведущих мировых брендов в РФ осуществляются только по обходным схемам, что резко увеличивает риск покупки подделки. Оптимальное решение – приобрести антифриз российского производства с подбором типа по каталогу или допускам. При покупке не нужно экономить – есть масса примеров, когда дешевый ТОСОЛ из сетевых магазинов оказывался агрессивным по составу и вызывал активную коррозию головок, блоков и радиаторов.

Заключение

При подборе антифриза учитывают требования производителя автомобиля. Если марка жидкости, залитой в систему охлаждения, неизвестна, то лучше выполнить полную замену с промывкой. Ставить эксперименты со смешиванием жидкостей на своем автомобиле не следует, как не нужно и экономить на покупке антифриза.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?