Расстояние от нижней части кузова до поверхности земли называется дорожным просветом или клиренсом. Параметр отчасти определяет геометрическую проходимость, которая еще зависит от ряда других факторов. По этой причине ориентироваться при подборе автомобиля только на клиренс не следует.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Под клиренсом подразумевается расстояние от поверхности дороги до самой нижней точки по внешней части кузова. При определении параметра не учитываются детали по бокам днища кузова, что позволяет производителям удобнее компоновать подвеску и не уменьшать значение дорожного просвета в документах. Параметр измеряется в миллиметрах и может варьироваться в пределах одной модели из-за использования разных двигателей, коробок передач и прочих агрегатов трансмиссии. Установка дополнительной защиты силового агрегата практически всегда приводит к уменьшению клиренса на 5-10 мм, а иногда и больше.
По российским стандартам клиренс определяется по центральной части автомобиля, которая определяется по достаточно сложной технологии. По ГОСТ в зону определения просвета не попадают брызговики и точки крепления амортизаторов. Таким образом, клиренс косвенно влияет на проходимость – высоко посаженный автомобиль меньше задевает за поверхность дороги и может двигаться по глубокой колее. Одновременно геометрическая проходимость зависит от колесной базы и ряда других параметров, хотя в каталогах обычно указывается только клиренс, как более понятный и измеряемый в бытовых условиях параметр.
В ряде публикаций указывается, что понятия клиренса и дорожного просвета близки, хотя и имеют отличия. Под клиренсом подразумевается расстояние от кузова до дороги в самой нижней точке (что уже противоречит требованиям ГОСТ), а просвет указывает на зазор между деталями силового агрегата или подвесок до земли. Все замеры осуществляются на пустом автомобиле – при полной загрузке салона и багажника расстояние до земли уменьшается на 20-40 мм в зависимости от модели автомобиля.
Общие требования по классу автомобиля и клиренсу:
- до 100 мм – спортивные гражданские автомобили;
- 100-130 мм – «заряженные псевдоспортивные модификации автомобилей;
- 130-180 мм – легковые автомобили;
- 180-250 мм – кроссоверы и внедорожные автомобили универсального назначения;
- свыше 250 мм – специально подготовленные внедорожники или армейские автомобили.
Клиренс и скорость
Большой клиренс приводит к увеличению лобового сопротивления из-за завихрения потоков воздуха под автомобилем. В связи с этим спортивные машины могут иметь просвет менее 100 мм, иногда недостаточный даже для движения по дорогам общего пользования. Уменьшение просвета позволяет сместить вниз центр тяжести, что положительно сказывается на устойчивости автомобиля в целом.
Существует ряд автомобилей с регулируемым пневматикой или гидравликой клиренсом. Максимально поднятый кузов позволяет преодолеть проселочную дорогу или колею без риска повреждения днища. Для движения по трассе на высокой скорости клиренс устанавливается на минимальное значение. Пионером массового использования технологии изменения клиренса была компания
Citroen, впоследствии свои решения предложили и другие крупные производители автомобилей.
Нюансы
Зачастую производители при замере клиренса не учитывают выступающие элементы подвески. Таковыми могут быть чашки пружин или нижние крепления телескопических амортизаторов. На выходе получается автомобиль с вполне приличным значением дорожного просвета. На практике при движении по проселочной дороге автомобиль цепляет за неровности выступающими деталями. Если дорога мягкая, то проблем в большинстве случаев не будет. С другой стороны – есть и исключения, низко расположенный нейтрализатор на «классических» моделях ВАЗ при контакте с дорогой мог сорвать всю выпускную систему или ограничить угол работы маятника рулевого управления.
Замер своими силами
При определении клиренса в кустарных условиях промеряют расстояние между передним бампером или защитой силового агрегата до ровной дороги. Нужно понимать, что цифра будет условной – не будут учтены возможно выступающие детали в центральной части кузова или в районе задней подвески.
Увеличение клиренса
Зачастую владельцы легковых автомобилей, не предназначенных для российских условий, сталкиваются с проблемой недостаточного клиренса. Машина садится на днище в колеях или при переезде небольших неровностей – при контакте с дорогой легко повредить защиту днища, выпускную систему или кузов. В этом случае можно попытаться несколько увеличить клиренс в ущерб управляемости и общему поведению на дороге. Целесообразность доработки определяет владелец – в большинстве случаев при увеличении просвета на 20-40 мм никаких вопросов при прохождении техосмотра не возникает.
Обычно клиренс меняют путем установки пружин от машины с другой силовой установкой. Пример – пружины от дизельного универсала будут длиннее и жестче пружин для бензинового седана. Второй вариант – установка колец под пружины, приподнимающих кузов на 20-30 мм. Кольца изготавливают из пластика или алюминия.
Внимание! Установка дополнительных деталей не лучшим образом сказывается на работе подвески. Иногда из-за изменения взаимного положения деталей возрастает нагрузка на шарниры и амортизаторы, автомобиль может раскачиваться на неровностях или сильно крениться в поворотах. Увеличение просвета всегда сказывается на динамических возможностях и несколько увеличивает расход топлива.
Есть и третий способ – покупка и установка подвески, рассчитанной на плохие дороги. Такие автомобили обычно выпускались серийно для рынка России и ряда других стран с плохими дорожными условиями. Есть еще четвертый способ небольшого увеличения дорожного просвета – использование покрышек с большей высотой боковины. Выигрыш редко превышает 7-10 мм, взамен появляется раскачка и ухудшается управляемость. Кроме того, использование покрышек с размерностью, не указанной производителем автомобиля в списке допущенных, приводит к неприятным последствиям. Помимо ограничения угла поворота колес возможен контакт шины с арками при полном сжатии подвески на неровности.
Заключение
Значение клиренса является больше справочной информацией и лишь отчасти говорит о проходимости. При полной загрузке машина проседает на 20-40 мм, а при раскачке на кочках – еще сильнее. По этой причине ориентироваться только на клиренс при подборе автомобиля нет смысла.
Движение задним ходом – где разрешено, где запрещено и штрафы
Использование задней передачи чаще всего используется при маневрировании на стоянке или в случае необходимости возврата к пропущенному повороту. Водителю нужно учитывать ПДД, которые регламентируют возможность движения задним ходом в зависимости от типа дороги. В ряде случаев можно получить штраф, в других ситуациях – отделаться предупреждением.
Общие сведения
В коробке передач любого автомобиля предусматривается скорость заднего хода, передаточное число которой примерно соответствует первой скорости для движения вперед. Реверс не используется только на легких мотоциклах – подразумевается, что человек в состоянии развернуть транспорт своими силами вместо маневрирования. При включении реверса всегда срабатывают лампы заднего хода, предупреждающие остальных водителей и дополнительно подсвечивающие дорогу. Несколько иначе работает реверс на сельскохозяйственной или дорожной технике – в коробке может устанавливаться несколько скоростей или использоваться муфта переключения направления движения. Изменения в трансмиссии связаны с эксплуатационными условиями – спецтехника должна быть максимально универсальной.
Умение маневрировать задним ходом является одним из условий сдачи экзамена при получении прав. Водитель должен без затруднений заехать в ограниченную по ширине и глубине зону, имитирующую место на парковке или гаражный бокс. Умение правильно рассчитывать траекторию при движении задним ходом является необходимостью. В крупных городах нередко приходится маневрировать в узких проездах, объезжая стоящие автомобили или пропуская встречные машины. Во всех ситуациях нужно руководствоваться требованиями действующих ПДД.
Правила
В ПДД существует пункт 8.12, регламентирующий возможность использования передачи заднего хода. Маневр возможен только после того, как водитель убедится в безопасности движения и будет уверен в том, что его автомобиль не создает препятствий прочим участникам движения. В пункте перечислены зоны, в которых не допускается движение автомобиля в противоположном направлении.
Запреты
Водитель не сможет использовать скорость заднего хода в следующих ситуациях:
- после выезда на перекресток (вне зависимости от типа пересекающихся дорог) или переход;
- после заезда на участок дороги с ограниченными габаритами – мосты, путепроводы, тоннели;
- после заезда на пересечение автомобильной дороги с ж/д путями;
- в зонах с ограниченной видимостью (в правилах указано значение видимости менее 100 в любую сторону);
- на остановках маршрутного транспорта.
Как можно видеть, основным ограничителем для маневра задним ходом является стесненное пространство или плохая видимость. Водители других автомобилей не смогут объехать движущееся в противоположном направлении ТС, что может стать причиной ДТП. Кроме того, в ПДД введен дополнительный пункт, запрещающий маневры задним ходом на автомагистралях. Есть еще тонкий момент – дороги с односторонним движением, по которым разрешено ехать на задней передаче. При этом выезд на такую дорогу с прилегающих проездов задним ходом не допускается.
Последний пункт был предметом многочисленных споров водителей с сотрудниками дорожной полиции. Решение в конечном итоге оформил Верховный суд РФ, выпустивший в 2019 г. специальное постановление. В своем решении суд указал, что выезд на дорогу с односторонним движением задним ходом противоречит разделу 3 статьи 12.16 действующих ПДД, а если выезд совершался в пределах перекрестка (например, водитель проехал поворот на перекрестке на нужную одностороннюю дорогу и пытается вернуться на нее с использованием задней передачи) – то есть нарушение второй части статьи 12.14.
Таким образом, если автомобиль движется по дороге с односторонним направлением потока, то в случае пропуска съезда во двор или прилегающую улицу можно остановиться, убедиться в безопасности маневра и сдать назад. Но если водитель попадает после поворота в затор, то выехать обратно на одностороннюю дорогу на задней передаче нельзя. Если нет возможности развернуться и выехать на одностороннюю дорогу передней частью автомобиля, то придется ждать разъезда затора. Все споры возникли из-за водителей в крупных городах, которые использовали односторонние дороги для объезда пробок – выезжали на них на задней передаче и двигались до нужного перекрестка или свободного съезда.
Штрафы
При выезде на одностороннюю дорогу на передаче заднего хода есть риск получить штраф до 5000 руб. Кроме того, существует альтернативное и более неприятное наказание – лишение прав, причем срок устанавливается в пределах 4-6 месяцев. Если нарушение было совершено в пределах перекрестка, то к основному штрафу добавляется дополнительный в размере 500 руб. Также сохраняется вероятность лишиться прав на срок до полугода.
Также предусмотрено наказание за движение на задней передаче в прочих ситуациях. Если водитель совершает маневр в зонах, где движение задним ходом запрещено, но вне автомагистрали, то штраф составит всего 500 руб. Таким образом, нарушение на мостах, переходах или в тоннелях считается незначительным. Если водитель начинает двигаться против направления потока на автомагистрали задним ходом, то штраф увеличивается в 5 раз.
Недостаточное внимание при начале или проведении маневра с движением на задней скорости приводит к ДТП. Виновным практически всегда признается водитель, осуществлявший маневр. Перед началом движения нужно убедиться в достаточном расстоянии до других автомобилей и отсутствии машин, приближающихся на большой скорости. Если обзорность недостаточна, то лучше воспользоваться помощью другого человека.
Подобные действия оправданы при выезде задним ходом из парковочного кармана на оживленную улицу. Если по бокам от выезжающего автомобиля стоят машины с тонированными стеклами или сплошными металлическим стенками кузова, то без помощи другого человека зачастую не обойтись. Датчики парковки в этой ситуации бесполезны – при наличии камер заднего вида острота проблемы несколько снижается.
Заключение
Зоны, в которых не допускается движение на задней передаче, оговариваются в ПДД. За большую часть нарушений предусматривается 500-рублевый штраф. Наказание за маневр на магистрали обойдется уже в 2500 руб. Максимальный штраф 5000 руб. или лишение прав возможно только при фиксации выезда задним ходом на одностороннюю дорогу, причем ПДД не запрещают маневр задним ходом на такой дороге при нахождении автомобиля в потоке.